Закономерности обучения — существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между педагогическими фактами, явлениями и событиями, относящимися к процессу обучения  

Закономерности обучения — существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между педагогическими фактами, явлениями и событиями, относящимися к процессу обучения

В своё время мы провели многолетний педагогический экспе­римент, в котором в общей сложности участвовало более 5 тыс. учащихся школ, студентов педагогических вузов, педагогов и администраторов[1]. Приведем формулировки закономерностей, полученных нами эмпирически.

• Образовательная продуктивностьучащихся возрастает, если они осознанно участвуют в определении целей обучения, выборе его форм и содержания.

• Первичность получения учеником личного образовательного продукта по отношению к аналогичным внешним образователь­ным стандартам ведет к повышению учебной мотивации и про­дуктивности образования.

• Увеличение в учебном процессе доли открытых заданий, не имеющих однозначно предопределенных решений и ответов, уве­личивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся.

• Включение в учебный процесс метапредметного содержания образования выводит ученика за пределы учебного предмета и при­водит к установлению им личностно значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содер­жания его образования.

• Личностное познание учеником фундаментальных образова­тельных объектов закономерно приводит к выстраиванию им личностной системы знаний, адекватной изучаемой действитель­ности и образовательным стандартам.

• Образовательные результаты учениковзависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемой ими образо­вательной продукции.

• Творческая результативность обучениявлияет в большей мере на развитие личностных качеств учащихся, чем на уровень усвое­ния ими образовательных стандартов.

• Диагностика личностных образовательных приращений ученика оказывает более эффективное влияние на качество обра­зования, чем диагностика и контроль его образовательных резуль­татов по отношению к внешне заданным стандартам.

Чтобы дидактические закономерности получили статус законов обучения, должны соблюдаться следующие условия:

• определены и зафиксированы объекты, между которыми ус­танавливается связь;

• исследованы особенности этой связи (вид, форма, содержа­ние, характеристики);

• установлены границы применимости проявления связи.

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, по­вторяющееся отношение между различными явлениями.

Многие ученые формулировали законы обучения в отношении природных и личностных особенностей ученика. Так, немецкий педагог Э.Мейман сформулировал три закона:

1. Развитие индивидуума с самого начала определяется в пре­обладающей степени природными задатками.



2. Ранее всего всегда развиваются те функции, которые явля­ются наиболее важными для жизни и удовлетворения элементар­ных потребностей ребенка.

3. Душевное и физическое развитие ребенка происходят нерав­номерно.

На основании собственного опыта и работ отечественных дидак-тов В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.Н. Скаткина, В.И. Сластенина, А.В. Хуторского и др. нами выделены следующие законы обучения, в которых в качестве объектов связи фиксируются лично­стные параметры ученика.

Закон взаимосвязи творческой самореализации ученика и образо­вательной среды. По своей природной и духовной сущности чело­век есть творец. Недаром в Библии говорится, что человек создан по образу и подобию Бога-творца. Степень реализации творческого потенциала ученика зависит от условий, средств и технологий, включаемых в обеспечение образовательного процесса. Возмож­ность выбора учеником целей обучения, открытое содержание образования, природосообразные технологии обучения, введение индивидуальных траекторий, темпа и форм обучения повышают творческую самореализацию ученика.

Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая дея­тельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием в уче­нике его личностных качеств, с его воспитанием как члена обще­ства. Даже если учитель считает себя «узким предметником» и не ставит явных воспитательных или развивающих целей, он все рав­но оказывает влияние на формирование соответствующих качеств учеников. Результативность названной взаимосвязи определяется наличием в образовательном процессе специальных целей воспи­тания и развития, а также проработанностью измерителей по ди­агностике и оценке уровня их достижения.



Закон обусловленности результатов обучения характером обра­зовательной деятельности учащихся. Результат обучения выража­ется образовательными продуктами ученика. Наибольшее влияние на результаты обучения оказывают применяемые технологии, фор­мы и методы обучения. Эффективнее усваивается не то, что изуча­ется, а то, как это делается.

Перечисленные законы имеют прямое отношение к личност­ной ориентации в обучении, поскольку они определяют особен­ности конструирования дидактической системы и соответствую­щей практики.


9572013527844268.html
9572146570057491.html

9572013527844268.html
9572146570057491.html
    PR.RU™