Поиски пути  

Поиски пути

Театр длиною в жизнь

Быть или не быть? Иркутский театральный режиссер Владимир Дрожжин на знаменитый шекспировский вопрос всегда отвечает утвердительно. Быть в профессии — несмотря на любые обстоятельства, причем чтобы творимое при его участии бытие на сцене было живым, настоящим. Быть в театре — только ради искусства, не пряча за театральным занавесом никаких соображений карьеры… Свой 65-летний юбилей Владимир Ильич встретил в уверенности в однажды выбранной жизненной и профессиональной философии.

Ломая стереотипы

…Молодежный театр-студию, который позже вырастил в Театр народной драмы, Владимир Дрожжин создал в Иркутске во второй половине 70-х годов. Причем цель такую он не выдумывал — можно сказать, материализовал витавшие в воздухе идеи. Наверное, это — настоящее, верное — острее всего чувствует молодежь. Иначе как объяснить, что целый курс ушел из областного училища культуры вместе со своим преподавателем, не пожелав его менять (Дрожжин уволился оттуда примерно через год работы). Курс ушел — и уже в стены училища не вернулся, студенты заканчивали свое образование в других местах. Именно эти ребята и составили ядро коллектива театра-студии.

Самой первой работой новорожденного театра под руководством режиссера Дрожжина, который и сам был ненамного старше своих актеров, стала вампиловская «Утиная охота» — одна из первых в Иркутске постановок пьесы с ныне мировой известностью. Неопытность коллектива компенсировалась искренностью — им, совсем юным, не хватало традиционных форм выразительности в их ощущении меняющейся действительности. Ради свободы духовного поиска они и отказались от преимуществ официально одобренного творчества — и кочевали по разным ДК, где репетировали и выступали на птичьих правах. Официально трудоустроенным — на копеечной зарплате — там был только режиссер. Часто в сцену превращались и обычные подвалы. Декорации и костюмы, понятно, тоже придумывали и делали сами.

Несмотря на это полулегальное положение, экспериментальный театр быстро обрел популярность, стал явлением культурной жизни — набранные на печатной машинке «афиши» тут же собирали аншлаги. Постановки давали пищу для бурных споров, премьер ждали, гадая – что будет на этот раз?

Поиски пути

Надо сказать — Дрожжин, по фамилии которого и называли этот идеологически «непричесанный» театр, вовсе не стремился к популярности любыми способами. Но известность быстро выплеснулась за рамки одного города. Владимир Ильич вместе с актерами и зрителями искал образ «героя нашего времени» и ничего не боялся. Постановки по пьесам Николая Гоголя, Александра Островского, Алексея Арбузова, Бертольда Брехта, Карела Чапека, иркутского автора Алексея Зверева, по поэзии Николая Рубцова… Вместе со своим режиссером театр жил в разные эпохи и изучал разные традиции, нащупывая свой собственный путь постижения действительности. И они этот путь нашли — в фольклоре, в народной культуре.



Вот так, как ни парадоксально, — пройдя путь от любительского до профессионального коллектива, в основу своей концепции театр Дрожжина положил именно народные традиции — переосмысленные, разумеется, на новом уровне. Много времени и сил отдали изучению народной культуры, натыкаясь в своих исследованиях на такие пласты, которые становились открытием даже для специалистов. При этом режиссер всегда смотрел на историю в ее развитии, в ее связи с сегодняшним днем. Может быть, поэтому выступления его коллектива всегда были современны, живо воспринимались зрителем любого возраста, образования и статуса. И это еще одно, что с юности отличало Владимира Ильича от многих «непризнанных гениев», уверенных, что их «высокие идеи» просто не всем понятны. Дрожжина зритель понимал всегда.


9568871021370244.html
9568913897698658.html

9568871021370244.html
9568913897698658.html
    PR.RU™