Основные правила мерчандайзинга  

Основные правила мерчандайзинга

Выделяют следующие основные правила мерчандайзинга.

1. Товарный запас розничного магазина должен быть достаточным, но не излишним. Другими словами, продукция, включенная в ассортимент магазина, должна постоянно иметься в наличии, но при этом следует избегать «затоваривания» склада. В торговом зале должен быть представлен весь ассортимент. С другой стороны, продукция, выставленная в витрине, обязательно должна быть в продаже. Отсюда вытекает необходимость разработки оптимальной схемы поставок.

2. Эффективное расположение товара, т.е. его оптимальное размещение в торговом пространстве и грамотная выкладка. Основополагающий принцип размещения (выкладки) - поиск нужного товара должен быть максимально облегчен. При размещении товаров важно помнить, что глаз человека легче переходит слева направо и сверху вниз, как при чтении.

Среди основных правил принято выделять следующиекритерии размещения товара на полках: 1) по уровню: - места на вертикальных блоках (легче выделить и найти продукцию потребителю); - на уровне глаз (это полка, на которую чаще всего обращают внимание); - на один уровень ниже или выше глаз (соответственно занимают вторую и третью позиции); - самый нижний уровень лучше не использовать (менее всего обращают внимание, и найти товар гораздо труднее);2) на уровне (на полке):

- на расстоянии вытянутой руки (самое доступное и удобное место);

- слева направо (по размеру упаковки: от маленькой к большой). Это правило реже применимо при выкладке в вертикальных блоках.

- от светлого к темному (в левой части продуктовой линейки выставляются товары со светлой упаковкой, далее по мере сгущения красок, и правее - темные). Таким образом, продукция не раздражает глаза потребителя и воспринимается как единое целое;

- «в стенах» ударных позиций (под ударными позициями понимаются наиболее популярные марки одной товарной группы, внутри которых располагаются менее известные);

3) по размеру упаковки: - вверху (так удобнее рассмотреть упаковку и достать товар); - большие внизу (на большей упаковке и шрифт больше, его можно с наименьшими затратами рассмотреть на нижней полке);4) среди конкурентов: - рядом с сильным (чтобы заимствовать популярность); - подальше от слабого; - сами по себе (если мы лидеры или обладаем уникальными свойствами);5) дублирование - повторение одной и той же позиции марки в слитном ряду (позволяет увеличить вероятность обратить на себя внимание);6) доступность по сроку годности (товары с ограниченным сроком должны быть доступны в первую очередь);7) по целостности упаковки (продукция с нарушенной упаковкой должна изыматься из продажи).Выкладку товаров рекомендуется организовывать исходя из соблюдения принципов их группировки. Правильная группировка помогает покупателю найти и выбрать нужный товар. Существуют два принципа группировки товаров: по отраслевому (товарному) признаку и по способу употребления.В современных продовольственных магазинах большое значение имеет правильная выкладка сопутствующих непродовольственных товаров. Особый вид группировки товаров связан с комплексностью спроса. Суть его состоит в том, что подбираются товары, предназначенные для удовлетворения определенного комплекса потребностей. В торговых залах магазинов самообслуживания и магазинах, торгующих по образцам, вся выкладка товаров - средство демонстрационной рекламы. В этих магазинах с помощью выкладки решаются две задачи: во — первых, информирование покупателей о товарах, имеющихся в продаже; во — вторых, наглядная агитация, касающаяся качества, способов применения и особенностей конструкции товара. В зависимости от этих задач рекламную выкладку товаров можно разделить на два вида: выкладку-информацию и выкладку-консультацию. И тот, и другой вид выкладки сочетается с применением изобразительно - словесных средств рекламы: плакатов, художественно оформленных ценников, карточек с текстом. Выкладка-консультация дает покупателям возможность самостоятельно найти ответы на интересующие их вопросы относительно качества, конструктивных особенностей товара, соответствия его существующей моде и т. п. С этой целью одни и те же предметы следует демонстрировать в различных вариантах: в упаковке и без нее, в собранном и разобранном виде, в комплекте с сопутствующими товарами. При организации выкладки товара необходимо учитывать некоторые особенности размещения товаров. Основные товары, за которыми покупатель специально приходит в магазин, не требуют броской выкладки. Размещение товаров другой категории (товаров импульсивной покупки) должно быть броским - их стоит располагать недалеко от входа в магазин и в местах, которые привлекают внимание покупателей, а также у лестниц и касс.

3. Эффективная презентация товара, или реклама внутри магазина.





К ней относятся информационная, ценовая реклама, различные презентации, предоставление образцов и пр. Рекламные материалы должны: - находиться непосредственно возле точки продаж оформляемого товара или на пути следования к нему; - быть уместны и не вызывать недоумения или раздражения; - быть хорошо видны потенциальному покупателю; - быть актуальными, так как материалы определенной рекламной кампании работают только ограниченное время. 4. Атмосфера магазина. Приступать к разработке стратегии марчандайзинга нужно с атмосферы магазина. Дизайн, освещение, форма одежды сотрудников, а главное, их поведение и отношение к своим обязанностям должны работать на привлечение новых и увеличение количества постоянных покупателей. «Изменив оформление экспозиции, вы можете удвоить число посетителей», Дж. Томас. Смотрите на свой магазин «глазами посетителя», выявляйте негативные факторы и причины, их вызывающие, и сразу же исправляйте ошибки.

Планировка магазина. Требования применяемые для устройства магазина

Здания, которые используют для размещения магазинов, классифицируют по следующим основным признакам:

По капитальности торговые здания и сооружения подразделяют на два вида — капитальные и облегченные. Капитальныездания и сооружения служат для размещения магазинов. Облегченные — для устройства мелкорозничных торговых предприятий.

В зависимости от размещения здания подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные, торговые комплексы.

В зависимости от особенностей объемно-планировочного решения различают одноэтажные, многоэтажные с подвальными помещениями или без них торговые здания.

По материалу стен и конструктивных элементов торговые здания классифицируют на кирпичные, каменные, шлакоблочные, железобетонные и деревянные.

Здания и сооружения, в которых размещают магазины, должны отвечать ряду технологических, архитектурно-строительных, экономических и санитарно-гигиенических требований.

Технологические требования предполагают такое устройство здания, которое создает возможность рациональной организации торгово-технологического процесса в магазине с применением современной техники и внедрением прогрессивных форм продажи товаров. С учетом технологических требований определяются состав помещений магазина, их размещение и взаимосвязь, схема движения товарных и покупательских потоков.

Архитектурно-строительные требованияпредполагают прочность здания, строительство индустриальными методами с использованием готовых элементов заводского изготовления, соответствующее оформление фасада и интерьера магазина. Архитектура здания должна гармонично сочетаться с окружающей застройкой.

Экономические требования предусматривают оптимизацию материальных и трудовых затрат не только в процессе строительства, но и при эксплуатации магазина. С этой целью строительство торговых зданий должно вестись из экономичных строительных материалов с использованием унифицированных деталей.

Санитарно-гигиенические требования определяют устройство систем вентиляции, отопления, освещения, водоснабжения и канализации. Они необходимы не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. При помощи отопления и вентиляции создается оптимальная воздушно-влажностная среда и температура воздуха в помещениях. Во всех помещениях магазинов необходимо предусматривать освещение, обеспечивающее нормальный режим работы предприятий, а также дежурное освещение, которое должно автоматически выключаться и включаться.

Особые требования предъявляются к генеральному плану и благоустройству участка, на котором размещен магазин.

Функциональная сторона генерального плана должна предусматривать зону для посетителей и хозяйственную зону.

Зона для посетителей предусматривает наличие нескольких подзон: подхода и ознакомления с витринами; отдыха; парковки индивидуального транспорта. Все зоны должны быть хорошо благоустроены, чтобы создать благоприятные санитарно-гигиенические и комфортные условия для покупателей. Для беспрепятственного движения покупателей устраиваются тротуары. Их расположение и ширина должны быть удобными для обозрения витрин магазина. Для сезонной торговли необходимо предусматривать площадки для установки сборно-разборных павильонов и организации базаров. Для подъезда автомашин с товарами, их маневрирования, а также для построек хозяйственного назначения создается хозяйственная зона.


9565247373138942.html
9565307653457691.html

9565247373138942.html
9565307653457691.html
    PR.RU™